• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:30 

Как просияла северная святость

ogi_press
Русский Север - место подвига множества святых.
Фраза эта банальна, и из нее никак не ясно, о чем книга А.Б. Мороза "Святые русского севера".
Она не столько о святых - об этом написано много книг - сколько о восприятии их жизни, их подвига, их житий и преданий об их жизни, традиций их церковного почитания - народом севера.
Книга представляет собой исследование культа народных севернорусских святых: обрядов, совершаемых у «местночтимых святых», соотношения их народного почитания и церковной традиции. Автор наглядно показывает, как возникали фольклорные версии житий, и устанавливает источники житийных и легендарных текстов.
Во введении автор пишет: "Наши задачи носят исключительно этнологический характер, а труд посвящен не изучению истории святых и их почитания, а способам и механизмам их восприятия в традиционной культуре. Именно она, а не христианские подвижники, является «героем» нашего исследования. Соответственно, все, что здесь сказано про народное почитание святых, представляет собой изложение, интерпретацию и анализ фольклорного понимания святости и почитания святых. Любое расхождение цитируемых или упоминаемых текстов с каноническими житиями или официальным их культом всего лишь демонстрирует расхождения в их восприятии фольклорной и официальной традициями и не ставит вопроса о правильности/неправильности почитания святых. Научное исследование различных проявлений религиозного сознания может вызвать отторжение у читателя, если для него святые неотделимы от текстов, в которых о них рассказывается, соответственно, любой критический подход к материалу воспринимается как критика и негативизм в отношении самого святого".
Видно, что исследователь не однажды сталкивался с ревнителями, которые были готовы сжечь его книгу - и его вместе с ней... Еще даже не начав читать саму книгу, понимаешь, что в ней написано много о том народном богопочитании, которое (мы все помним, что народ по-славянски - "язык";) и можно назвать "язычеством" :) А еще, наверное, многих смущают фразы типа "Образ святого в агиографических нарративах".
В книге приведены также фольклорные житийные тексты - о святом Александре Ошевенском, Ниле Столобенском, Никите Столпнике, Иринархе Затворнике.




10:34 

Разбойничьи, почтарские и другие сказки Карела Чапека

ogi_press
Это было страшно давно, — так давно, что даже покойный старый Зелинка не помнил этого, а он помнил даже моего покойного толстяка прадедушку...
В те времена были и учтивые разбойники, которых в детстве обучали всем наукам со знатными юношами в бенедиктинском монастыре, и домовые жили в почтовых конторах, а кучера так щелкали кнутом, что не нужен был клаксон - и так все слышали, что надо посторониться...
В те времена чего только не было.
А в наши времена есть сказки Карела Чапека -  знаменитого чешского прозаика и драматурга (1890–1938). Они отличаются искромётным юмором и неистощимой фантазией. Обыкновенные животные и птицы под пером писателя становятся волшебными, а люди в повседневной жизни сталкиваются с водяными, лешими, русалками и другими мифологическими существами. Сказки проиллюстрированы рисунками самого автора и его брата Йозефа Чапека (1887–1945), известного чешского художника-карикатуриста.
Вот вы умеете помочь русалке, если та сломала ногу? А герои Чапека умеют:
В конце концов снял я блик, металлический отблеск с крыльев стрекозы, или либеллы, и приготовил из него две дощечки. Затем разложил лунный луч, пропустив его сквозь каплю росы, на семь цветов радуги, и самым нежным из них, голубым, привязал эти дощечки к сломанной русалочьей ноге. Это было сущее мученье! Я весь вспотел; мне стало казаться, что полная луна жарит, как августовское солнце. Покончив с этой работой, сел рядом с русалкой и говорю:
— Теперь, мадемуазель, ведите себя смирно, не шевелите ножкой, пока не срастётся. Но послушайте, душенька, я вам, с подругами вашими, просто удивляюсь: как это вы до сих пор здесь? Ведь все вилы и русалки, сколько их ни было, давным-давно в гораздо лучшие места перебрались...
— Куда? — перебила она.
— Да туда, где фильмы делают, знаете? — ответил я. — Они играют и танцуют для кино; денег у них куры
не клюют, и все на них любуются — слава на весь мир, мадемуазель! Все русалки и вилы давно в кино перешли, и все водяные и лешие, сколько их ни есть. Если бы вы только видели, какие на этих вилах туалеты и драгоценности! Никогда б не надели они такого простого платья, как на вас...

Книжка уже вышла из печати и вот-вот появится в магазинах :)



01:40 

ДруЖЖья, как вы относитесь к популярным книгам по психологии?

ogi_press
О.Г.И. издает много книг по психологии.
Одна из довольно свежих - Ранди Б. Нойес "Искусство руководить собой. Новый взгляд".
Это норвежская книжка в переводе Елены Рачинской. За перевод можно ручаться, что хороший.

«Искусство руководить собой» — пособие, основанное на современных исследованиях эмоционального интеллекта человека. Книга поможет вам лучше узнать себя, найти свои сильные стороны, овладеть навыками общения, научиться справляться со стрессом и тем самым добиться успеха в работе и личной жизни.

Ранди Б. Нойес — профессиональный психолог, консультант таких компаний, как «Филипс Петролеум», «Эссо Норвегия»/«Экссон США», «Нокиа» и «АТ&Т».

«Я убеждена в том, что, если по-настоящему захотеть, действительно можно преобразовать свою жизнь. Взять руководство собой в свои руки непросто, но другого пути нет. Ты сам администратор, менеджер и руководитель собственной жизни.
В своей практике я видела много доказательств, подтверждающих возможность вырваться из порочного круга привычки и найти путь к осмысленному существованию.
»
Ранди Б. Нойес.

Однако отношение к популярным (в смысле не строго научным, а адресованным непрофессиональному читателю) книгам по психологии может быть разным. Наверняка вы сталкивались в жизни с людьми, которые начитались таких книг или прошли двухнедельные курсы по психологии и вперед - учить людей жить, трактовать чужие мотивы...
Иногда кажется, что от таких книг - не только польза. Но научные книги читать - во-первых, трудно, во-вторых, опять-таки непрофессионал криво применит полученную оттуда информацию к реальности.
Конечно, почти любая вещь хороша или плоха не столько сама по себе, сколько по применению. Из конопли в иные века делали канаты, а сейчас что делают - понятно. Но ведь все мы тем не менее хотим хороших книг. В том числе особенно это важно, когда речь идет о психологии. Сфера это нежная: сломать что-то в голове и душе легко, а склеить потом - очень трудно...
Итак - что делать?
Какого ваше мнение?

Хотели бы вы лучше узнать себя, например, с помощью этой книги? А ведь это не единственная книга по психологии, вышедшая в О.Г.И., - есть и новые в планах, в том числе норвежские, - да и в других издательствах сейчас очень много подобного выходит.


15:40 

Мы в магазинах в Сети

ogi_press
Часто спрашивают нас, где что можно купить.
И решили мы встать на место своего читателя и полазить по Сети, по каталогам всяких магазинов.
И нашли :)
Вот например "Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии" нашлись в МДК на Арбате и нескольких магазинах их сети, в т.ч. можно через интернет заказать.
А рядом обнаружилась вполне интересная книжка Бронислава Малиновского "Научная теория культуры". Это уже совсем не новинка - 2005 год, но подозреваем, что кто-то, кто хотел бы, просто не наткнулся на нее.
В книге собраны основные теоретические работы выдающегося британского антрополога Б.Малиновского. Читатель найдет здесь краткое и точное изложение идей функциональной школы, которая возникла вокруг Малиновского в начале 20 века и остается весьма авторитетной сейчас.

В Доме книги "Москва" есть и Левкиевская "В краю домовых и леших", и Озерский, и Емелин, и "Байки про байкеров", и Клюев, и Сумароков, и Граф Дракула, и "Летний домик, позже", и Фольклорный путеводитель по Каргополью... Да и чего там только нет.

Это, впрочем, не самые дешевые магазины.
В Фаланстере, например, тот же Дракула на 40 рублей дешевле, чем в Доме книги "Москва". А Левкиевская "В краю домовых и леших" - больше чем на сотню дешевле.

А еще есть магазин "Русское зарубежье". Здесь "В краю домовых и леших" дороже, чем в Фаланстере, но есть многие книги, которых не найдешь на Арбате, наверное. Например, "Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай" - 2002 года, и мы уже не напишем о ней, как о новинках, но может быть, кому-то в этот рай очень хочется...

Но на самом деле, когда Яндекс не может помочь, может помочь наша служба продаж :)




12:23 

Как справляют свадьбу в Архангельской области...

ogi_press
Совершенно не хочется уезжать из Архангельской области. Причем не только из Каргополья. Ух, сколько там всего!
От убранства дома и еды-питья до обычаев крестин, свадеб, похорон - все так в книги и просится. Собрать и запомнить :) Собранное и запомненное "самодельным этнографом" Петром Саввичем Ефименко - в книге "Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии".
Говоря серьезно, Петр Саввич Ефименко (1835–1908) — выдающийся этнограф и исследователь народного быта, обычаев, представлений и верований, распространенных на русском Севере. Его работы особенно ценны тем, что всякое утверждение подкрепляется подлинными рукописными актами.
Книга представляет собой своеобразную энциклопедию русской народной культуры середины XIX в., не имеющую себе равных по богатству и разнообразию собранного и обработанного материала.

Говоря же проще, каждому свое занимательно. Кому раздел про пищу - что такое шаньги, калитки, миловашки - квашенные на дрожжах каровашки.
Кому раздел про свадьбу - самый большой... Ну вот например:

...родители невесты извещают жениха о дне, в который он может узнать верное: отказ (несогласие) или приказ (согласие); тот день называется пропоем, рукобитьем и зарученьем, а согласиться на выдачу в замужство — значить пропить, просандалить и просватать девку.
В назначенный день рукобитья у невесты собираются ближайшие родственники. Они и отец невесты отсюда отправляются к жениху.
Если от родителей невесты объявлен присутствующим приказ, до обеда или после него в доме жениха начинается пропиванье. Тогда до такой степени напиваются спиртных напитков, что бывали случаи, что из честных гостей отправлялись скоропостижно на тот свет...

...Вежливый, или клетник, — колдун. Обязанность — охранять свадьбу от порчи. Он осматривает все углы дома, пороги, пересчитывает камни в печи, кладет замок под порог, дует на скатерть, одувает, оговаривает, отведывает каждое кушанье, читает наговоры, нашептывает разные слова в одежду,
делает привески к крестам новобрачных, нашептывает над сбруей лошадей при повозе свадьбы (чтобы разрушить чары другого колдуна). Все это делается для благополучия свадьбы, чего нельзя достигнуть, обойдя колдуна: или лошади станут (остановятся и не побегут), либо распрягутся, либо поезд свету не увидит, либо лошади начнут рваться, заметать снегом (или летом — пылью), либо колеса с телеги спадут...

...За столом при песнях (например, чтоб тебя, сватушка, повытрясло) жених и невеста постоянно кланяются. Невеста под фатой плачет, таково уже обыкновение, а если нет охоты плакать, то некоторые намазывают веки глаз чесноковкой лука, чтобы лились слезы...



13:47 

Каргополье глазами каргополов - путеводитель

ogi_press
В последнее время в науке усиливается интерес к так называемым «региональным и локальным текстам». Чаще говорят о «московском» и «петербургском» текстах, реже о «текстах провинции». Под этим подразумеваются не только повествования, которые посвящены соответствующим местам, но и рассказы, которые там создавались. Именно «региональные тексты» позволяют понять мировоззрение местных жителей, более того — осознать уникальность места, где текст создавался. Эта книга — попытка представить публике такой «региональный текст», «каргопольский текст».
Создатели его взяли на себя труд собрать, систематизировать, откомментировать и довести до читателя то, что рассказывается и поется в Каргополье.
Книга "Каргополье: фольклорный путеводитель" включает тексты разных жанров, объединенные общей темой: устами каргополов в них рассказывается о городе и окружающих его селах, об истории этих мест и об их географии, о чудесных, комических и трагических событиях.
Исторические и мифологические, серьезные и иронические, прозаические и стихотворные — все они составляют историю края в том виде, в каком ее помнят и передают изустно от поколения к поколению. В этой удивительной истории прошлое и настоящее Каргополья переплетается с прошлым и настоящим всей страны, с событиями ее давнего (Куликовская битва, Смутное время и др.) и недавнего (сталинские лагеря, разорение церквей, уничтожение «неперспективных» деревень) прошлого и служит зеркалом, в котором отражаются эти события. И если это зеркало немножко криво, так что ж: это ведь не историческая хроника, а устойчивые вариации фольклорных сюжетов, на которые накладывается субъективное восприятие действительности самими каргополами.

Тексты приводятся без какой


10:37 

Рассказы-поиски и рассказы-победы Александра Грина

ogi_press
Немногие знают, что в жизни одного из самых таинственных персонажей русской словесности, певца моря и романтических странствий А.С. Грина (1880—1932) было трудное время северной ссылки в Архангельской губернии.
В сборник включены произведения, написанные по следам этого периода, в том числе крайне редко публиковавшаяся до этого повесть «Таинственный лес».
По своим географическим предпочтениям, вкусам и пристрастиям создатель страны Гринландии был, конечно же, убежденным южанином, можно сказать, идеологом юга и непримиримым врагом севера. Север сыграл очень причудливую роль в судьбе Александра Грина и еще более при чудливо отразился в его прозе.
Больше всего прав на название «автобиография» Грина имеет повесть «Таинственный лес» с ее главным героем, влюбленным охотником, — одно из самых редких произведений писателя, редких в том смысле, что оно практически не переиздавалось в советское время - и отнюдь не по политическим или эстетическим причинам, а просто так сложилось. Может быть, эту вещь посчитали какой-то негриновской, что ли… Повесть и в самом деле странная, загадочная, как и ее название. Повесть — не итог, не результат поисков, а сам поиск, нащупывание новых мотивов и тем, переплетение реального и фантастического, их пересечение, столкновение — то, что принесет Грину подлинную удачу и славу в 20-е годы в рассказах-результатах, рассказах-победах «Крысолове» и «Фанданго» с их резко очерченным петербургским контекстом. В «Таинственном лесе» на всем лежит неясная тень, смутный отпечаток Севера, красоты его озер, лесов, дорог, и любовь к природе ощущается здесь сильнее всего.



11:40 

Не просто на север - на Северный полюс

ogi_press
«В ледяных просторах» – книга Н.В. Пинегина об экспедиции Седова к Северному полюсу, в которой автор участвовал сам.
В чем смысл похода к определенной точке нашей планеты, можно ли назвать «открытием» посещение места, о котором и без того известно, что оно существует? Сам Седов писал об этом: «Человеческий ум до того был поглощен этой нелегкой задачей, что разрешение ее, несмотря на суровую могилу, которую путешественники по большей части там находили, сделалось сплошным национальным состязанием; здесь помимо человеческого любопытства главным руководящим стимулом еще безусловно являлись народная гордость и честь страны. В этом состязании участвовали почти все культурные страны, включительно до Японии (к Южному полюсу), и только не было русских, а между тем горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия Северного полюса, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг».
И вот собраны средства, снаряжен «Святой Фока», экипаж на борту. «Да, мы уезжаем. Корабль готов к отплытию. И вместе вот с этим берегом оторвется вся прежняя жизнь, родина и все, с чем до слияния сжился».
И потом – день за днем: шторм, на борьбу с которым бесполезно тратится уголь, засорившаяся паровая помпа, драки собак в клетках, лыжи и ящики с метеорологическими будками, визит в самоедское становище, в колонию Крестовой губы к «самым северным людям России», то нескончаемая рябь, то маневры во льдах с постоянным риском остаться среди них навсегда… Первые опыты охоты на белого медведя, когда вскоре становится непонятно, кто на кого охотится, документальная съемка, которой занимался в экспедиции автор книги… Мели и штормы, льды и льды и льды. И зимовка – гораздо раньше плана, с немногими развлечениями вроде разбора мусора, принесенного Гольфстримом из южных стран…
Страница за страницей – и второе Рождество во льдах, цинга, болезни, –6 градусов в каютах. «Больше всех в ободрении и поддержке нуждается сам Седов. Но он не может высказать своего уныния, как ни худо на его душе: все ждут слова вождя… А Седов истинный вождь». Вскоре он примет решение оставить зимовку и идти к полюсу пешком. В его отсутствие среди мерзлоты появится первая могила, а потом его спутники вернутся к кораблю – без вождя, не умея даже показать на карте место его последнего упокоения…
Впрочем, это только середина рассказа Пинегина, который вернулся на Родину вместе с товарищами – уже во время Первой мировой.



17:28 

"Там, где" - презентация книги Озерского

ogi_press
Озерский и ФедоровВот что хочется сказать... У новой книжки Дмитрия Озерского будет презентация!

22 мая 2009 года - Концертом Леонида Фёдорова и Дмитрия Озерского в московском ЦДХ будет отмечен первый день продаж нового альбома Леонида Фёдорова и Владимира Волкова "Волны" (на тексты Дмитрия Озерского), а также книги стихов Дмитрия Озерского "Там, где...".

Начнется все в 19-00. Будет здорово :)

Леонид и Дмитрий дружат с юности. Сочиняют вместе для "АукцЫона" - Леонид музыку, а Дмитрий тексты - вот уже четверть века, и в этом качестве по праву заслужили признание критики, уважение коллег и искреннюю любовьсвоей публики. Но как таковой сценический дуэт, который будет представлен на концерте, сложился не так уж давно, каких-нибудь три года назад. Совместные выступления Фёдорова-Озерского нечасты, но всегда проходят в атмосфере абсолютной гармонии и взаимопонимания как между самими артистами, так и между сценой и залом.
Давно знакомые аукцЫоновский песни в "демо" - трактовке - вокал, акустическая гитара и электрические клавиши, плюс немного шумов и трубы, - звучат иногда шокирующе неожиданно, а иногда по-новому откровенно.Этот проект предлагает взглянуть на привычные вещи под новым углом, освежить восприятие давно знакомого, - и полюбить его вновь. Конечно, не останутся разочарованы и те, кто услышит эти песни на этом концерте впервые.
Как всегда, в случае с "АукцЫоном", помимо уже знакомых и любимых многими песен, в программе концерта будут и сюрпризы в виде совершенно новых, никем и нигде ранее не слышанных композиций Фёдорова - Озерского.

Нак концерте будет представлена новая книжка под названием "Там Где".
Эту книгу сочинил Дмитрий Озерский - поэт, музыкант и философ, автор текстов песен легендарного "АукцЫона", а проиллюстрировал Гавриил Лубнин - художник, музыкант и поэт. Остроумие и озорство, и в то же время серьезность и ответственность, с которыми они подошли к своему делу, доставят удовольствие читателям всех возрастов и вкусов.

По всем организационным вопросам и вопросам аккредитации журналистов обращаться:
Творческое Объединение "2-ой этаж",
тел.(909) 160-42-27 , Тимофей Сахно,
timofey2_etag@kaa.ru
 



16:37 

Взрослая поэзия - Всеволод Емелин

ogi_press

Стихи могут любить не только дети... В серии "Твердый переплет" - новая книга стихов.
Всеволод Емелин – один из самых ярких и ироничных современных русских поэтов, стихи которого – посвященные самым злободневным темам – славятся своей неполиткорректностью. По этой причине многие произведения автора так и не были изданы на бумаге, став при этом весьма популярны в интернете. Книга «Челобитные» представляет собой сборник избранных стихотворений Емелина – в нее вошли как ставшие уже классическими тексты из уже издававшихся книг, так и недавние стихи из его сетевого дневника.

"Читатели может быть у меня и есть, я тут не в курсе просто. Но, что мои читатели на литвечера не ходят - это однозначно. А литгенералы нынешние - люди образованные, они крепко усвоили, что отрицательной рекламы не бывает. Поэтому к ненавистным им явлениям (в том числе ко мне, ненаглядному) они применяют три правила Мишеля Фуко: несуществование, запрещение и молчание", - говорит Всеволод.
"Это все-таки, знаете, некоторое ретро 60-х годов: котельные, церковные сторожа, какие-то плотники, могильщики. Я – уходящая натура, к сожалению".

 

Плач по поводу не включения меня  (Вс. Емелина) в статью «Современные русские поэты»
Свободной Энциклопедии «Википедия»

Кто-то владеет внедорожниками,
Пароходами и газетами,
Кого-то назначают художниками,
Кого-то назначают поэтами.

Только престарелого мальчика-с-пальчика
Кушать не хочет ни один людоед.
Сколько народу поэтами назначили,
А меня нет.

Мечтал я – буду поэт современный,
Будут у меня (по)читательницы.
А теперь пьяный доктор порвал мне две вены,
Пытаясь поставить капельницу.

Умные люди мне говорили:
«В поэзию лезть не вздумай пытаться.
С твоей никуда негодной фамилией
И сексуальной ориентацией».

Из стихотворных отделов
Меня выгоняли в шею:
«Займись, сынок, своим делом –
Копай, например, траншею».

Нынче у критиков талант яркий ценится,
А я прохожу у них, полный мудак,
Не то по ведомству доктора Геббельса,
Не то по ведомству программы «Аншлаг».

И, как дважды два – четыре,
Есть повод впадать в отчаяние -
Если бы хоть материли,
А то ведь не замечают.*
(вар. В «Википедию» не включают)


Зачем писал про евреев?
Это нехорошо.
Ни Архангельский, ни Ерофеев
Не возьмут меня в свое шоу.

У нас ведь что не еврей,
То непременно гений,
Член всевозможных жюрей,
Лавреат разнообразных премий.

И сколь бы я не плакался,
Будет им западло
Напечатать меня в издательстве
НЛО.

Нет, я дорожку неверную выбрал,
Сравнимую разве что с самоубийством.
Зачем не писал, например, верлибры?
Они хорошо переводятся на английский.

И перед лицом всепожирающей смерти
Ужасно жалею, что так и не стал
Подобно поэту Андрею Дементьеву
Возводить женщину на пьедестал.

Зачем писал всякую мерзость,
Об которой и вспоминать неудобно?
Писал бы про лебединую верность
И о всяком другом прекрасном и добром.

Короче, со взором горящим парень,
Надеющийся в поэты пролезть из народу,
Совет тебе – лучше блядям в баре
Подавай ананасную воду.




13:01 

Дмитрий Озерский - детский взрослый поэт

ogi_press
На официальном сайте "АукцЫона" написано, что продавать книжку Дмитрия Озерского "Там, где..." будут 22 мая на концерте Леонида Федорова и Дмитрия Озерского в Центральном доме художника.
Конечно, продаваться она будет не только там, но и во всех книжных магазинах.
А пока можно посмотреть-послушать, как Дмитрий свои стихи читал и обсуждал их в программе "Нейтральная территория. Позиция 201".



Рвут пожары медные
Дудочки победные,
Гады многоцветные
Стонут в лопухи.

Разговоры вредные,
Губы безответные,
Танцы беззаветные,
Глупые стихи…




12:51 

Книга "Там, где..." Дмитрия Озерского уже вышла из печати!

ogi_press
Надо полагать, что Дмитрий Озерский, всем известный по группе «АукцЫон», не нуждается в представлении. Поэтому представлять мы будем только его книжку – новую, детскую, яркую, со стихами. «Там, где…»
Дмитрий Озерский – поэт вообще-то взрослый. Много лет он пишет тексты и играет на разных музыкальных инструментах в легендарной группе «АукцЫон». Его детские стихи пока никто не поет, зато скоро их можно будет прочитать в книжке издательства ОГИ.
Проиллюстрировал эти стихи художник, музыкант и поэт Гавриил Лубнин. Остроумие и озорство, и в то же время серьезность и ответственность, с которыми они подошли к своему делу, доставят удовольствие читателям всех возрастов и вкусов.

Про людей

Жил-был бумажный человек.
Он белый был, как снег.
А рядом, на пригорке, жил
Песчаный человек.

Он на дорожках оставлял
Песчаные следы.
А рядом с ним жил человек
Из ветра и воды.

Тот не любил, когда вокруг
Пыль, мошки и жара.
Но у него был странный друг,
Из дыма от костра.

И он не выносил дождя,
Имел десятки шляп.
Их шил колючий человек, –
Он был из хвойных лап.

И так любил зелёный цвет!
А красный не любил.
А рядом с ним жил человек,
Который всё забыл.

Он жил и думал: почему
Вокруг сплошной обман?
И он не верил никому,
И жил, как барабан.

А в двух шагах жил человек,
Который много знал.
Он был приятный человек,
Но никогда не спал.

Он чай любил, всю ночь стучал
Стаканом по столу.
Невдалеке жил человек,
Похожий на юлу…

Был дождь и град, гроза была,
Такая кутерьма!
И все твердили: ну, дела!
И прятались в дома.

И все смотрели сквозь стекло
На дождь и пузыри.
И говорили: «Повезло!
Нам так тепло внутри!»

И все легли пораньше спать,
Под горы одеял.
А тот, что так любил читать,
Сидел и всё читал.

И каждый был чему-то рад,
И каждый видел сны.
А в темноте ходил солдат,
Из ночи и луны.


05:29 

Сказки для детей разнообразного возраста

ogi_press
Бывают сказки для детей, бывают сказки для взрослых. Бывают такие сказки, от которых дети немного взрослеют, а взрослые становятся снова детьми. Бывает так, что и не определишь, для кого написаны сказки, хотя на последней странице книги и сказано: «для старшего школьного возраста».
Читаешь «философские сказки» (по определению из аннотации в книге) Николая Вагнера – и никогда не знаешь, чем кончится. Это, пожалуй, первым делом привлекает внимание. Очень уж редко здесь исполняются «законы жанра».
Совсем просто, как в жизни, незваными приходят горе и смерть, но чаще всего герои сказок умирают с улыбкой радости. Чудесным образом вознаграждается добродетель, находится ответ на вопрос, что такое счастье.
А часто сказка – просто привет из другого мира, из другой вселенной, из другой системы координат. На современном жаргоне говоря – «вынос мозга». Иногда через неделю после прочтения возвращается к тебе мотив из Вагнера – и вдруг понимаешь, что он хотел сказать. А иногда – не понимаешь :)
Некоторые сказки можно и маленьким детям на ночь читать. Только уж сначала читать самим – чтобы конец был сюрпризом только для ребенка, а не для родителей. А вот школьники уже и сами могут проникнуть в магию этих рассказов – и, думается, будут проникать лучше, чем взрослые.



14:43 

Мотоцикл - это сила...

ogi_press
«Байки про байкеров» — вторая книга автора «Sex, любoff и мотоцикл». На этот раз минимум авторского текста. Зато максимум эмоций, мнений и историй.
Тусовки и фестивали, тренировки и соревнования, взлеты, падения и чудесные спасения, погони ментов, разборки с автомобилистами и секс на мотоцикле. Порой эти истории правдивы, порой придуманы. Ну, на то они и байкеры, чтоб рассказывать байки.

Мрак: Мотоцикл — это сила, заключенная между ног. А машина — сила, приложенная со стороны
жопы. Задумайтесь об этом!

Танк: Знаешь, как определить приближение мотосезона? Когда ты видишь первую машину с оторванным зеркалом. Весна. Чу, байкеры появились.
Ветер: На Тамани Медведь отжег. Взял большую картонную коробку, вырезал в ней две большие
дырки. На коробке написал «Пункт осмотра сисек». Надел ее на голову. Засовываешь сиськи
в коробку, он там их осматривает.

Женя: Моя мечта — умереть дома лет в 80, когда я буду надевать мотоциклетный комбез, чтобы поехать к любовнице.



15:19 

Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...

ogi_press
"Где находится этот край - край домовых и леших? За горами, за лесами, за широкими морями? Или, может быть, в тридевятом царстве, тридесятом государстве? Нет. Гораздо ближе. Край, где живут лешие и домовые, кикиморы и русалки - это мир русского крестьянина с его особым укладом жизни, который в науке принято называть традиционным. А книга, которая только что вышла в ОГИ, рассказывает о мифологических существах, известных в русской традиции.
Основу традиционного крестьянского уклада составляет архаическое, (то есть очень древнее, возникшее в отдаленную эпоху) представление об устройстве вселенной и месте в ней человека, о времени и пространстве, об отношении с природой.
Архаичное представление - не значит плохое или отсталое. Оно просто иное, чем у современного городского человека. Оно основано на другой логике и предполагает особое поведение человека по отношению к окружающему миру. Это поведение включает в себя целую систему обрядов, магических действий и текстов, которые человек должен выполнять, чтобы правильно обращаться с природой. Вся эта система знаний об устройстве мира, обрядов, ритуальных песен, магических текстов, форм поведения, выработанная в течение многих веков, передается от одного поколения к другому. Как же оно передается? Может быть обрядам и чародейским текстам учат в школе или по специальным книгам? Нет, основным способом передачи знания является устное слово и личный пример старших. Молодое поколение выполняет те же обряды, поет те же песни, рассказывает те же легенды, что их деды и прадеды много веков назад.
Налаживание отношений с “иным” миром начинается с четкого разграничения того, что принадлежит человеку, и того, что принадлежит “иномирным” существам. Время и пространство тоже делятся на “свое”, понятное, освоенное, безопасное, и “чужое” - незнакомое, дикое, опасное.

Чуть поближе узнать чужое и опасное можно из  книги Елены Левкиевской "В КРАЮ ДОМОВЫХ И ЛЕШИХ" :)



16:38 

По следам Робинзона Крузо по северу России

ogi_press
В самом начале XVIII века Архангельск посетили два, безусловно, самых знаменитых гостя за всю историю города. Один из них - русский царь и будущий император Петр I - не оставил об этом никаких воспоминаний. Другой - английский мореплаватель Робинзон Крузо. Его "Дальнейшие приключения..., составляющие вторую и последнюю часть его жизни", подробно рассказывают о Сибири, но Архангельск он счел предметом малоинтересным... Сибирь тогда казалась читателям экзотикой, а Архангельск - городом обжитым, не обещающим неожиданностей.
Русский Север вообще долго мог оставаться для всего мира неизвестной, богатой солью и мехами землей, если бы в 1553 году его не открыли, отправившись в очередной раз на поиски путей в Индию и Китай, англичане. С тех пор здесь побывало множество путешественников. Их записки - когда краткие, когда масштабные, составляющие целые книги, - собраны в издании "Северные ворота России. Сообщения путешественников XVI–XVIII веков об Архангельске и Архангельской губернии".
Эта книга представляет жизнь Архангельска и Архангельской губернии глазами иностранных и русских путешественников. В «Записках» Сигизмунда Герберштейна (1549) север Европейской части России — почти безлюдный край; сообщения иностранных путешественников XVI — начала XVIII вв. показывают, как Архангельск постепенно превращается в крупный богатый город; подробное описание края, составленное в конце XVIII в. путешественником-академиком И. И. Лепехиным, демонстрирует, какая судьба постигла главный порт России после строительства Санкт-Петербурга.



13:57 

В это путешествие без Челищева уже не съездишь...

ogi_press
Конец XVIII века больше никогда не настанет: все теперь другое не только в России и не только в Сибири, но и в человеческом сознании.
Записки путешественника - документ и эпохи, и быта, и мировоззрения, и манеры чувствовать и думать человека того времени. Причем человека интересного.
Петр Иванович Челищев (1745-1811) — близкий друг А. Н. Радищева, его соученик по Санкт-Петербургскому пажескому корпусу и Лейпцигскому университету. За отсутствием улик он не был привлечен по делу Радищева, но находился под сильным влиянием его гуманистических идей. Через десять месяцев после ссылки друга в Сибирь в 1791 г. Челищев предпринял путешествие по Северному краю, во время которого вел «подробный журнал», в который день за днем записывал ценнейшие экономические и этнографические сведения.
Что сколько стоило, сколько времени занимало добраться от селения до селения, что видел своими глазами человек, едущий по рекам и идущий по волокам Сибири, какую память о более глубокой старине сохранили леса и болота, - день за днем, версту за верстой, страницу за страницей...



11:17 

Не Зевс ли гром с Олимпа мечет... Оды и элегии Сумарокова

ogi_press
Вряд ли кому, кроме студентов филологических факультетов, приходится подробно знакомиться с творчеством поэтов XVIII века. А когда они знакомятся, удивляются: это поэты удивительно современные. Впрочем, тогда редкий писатель занимался только стихами: они создавали литературную систему почти с нуля, и каждый из них - и драматург, и лирик, и автор эпических произведений...
Вот и Сумароков - на самом деле, удивительно современный автор.
А книга, о которой речь, - удивительно современное издание. И идеально научно подготовленное.
В начале - репринтное воспроизведение двух сборников Сумарокова - "Оды торжественныя" и "Елегии любовныя". Отлистав четверть объема книги, мы видим: "Приложения". Из века XVIII - в век ХХ: меняется шриф и бумага, слово от поэта переходит ученым: публикуются редакции и варианты, комментарии, словарь основных имен и понятий, целый сборник статей.
Составитель сборника Роналд Вроон пишет об истории создания и композиции сборников Сумарокова. Маркус Левитт смотрит на них через призму истории поэтического сборника как явления литературы. Статья Кирилла Осповата называется "Эстетика Сумарокова: к социальным измерениям литературной рефлексии". Опять-таки знакомые студентам имена: Виктор Живов, рассуждающий о языке и стиле Сумарокова, Михаил Гаспаров ("Стихосложение од Сумарокова";), Александр Каменский ("Оды торжественныя" глазами историка";).

Так откуда такой огромный раздел приложений? Все дело в том, что сборники элегий и од Сумарокова - особое явление в истории русской литературы. Это не просто собрания уже публиковавшегося под одной обложкой. Автор перерабатывал свои произведения для публикации в сборнике, организовал книгу по определенному композиционному плану, так что все тексты оказались интегрированы в единое поэтическое пространство. Проследить, как шла переработка каждого произведения, помогает текстологический раздел. В отдельный блок вынесены тексты, которые не были включены Сумароковым в итоговые сборники. Сопроводительные статьи дают возможность оценить и контекст культуры того времени, и роль Сумарокова в нем.

Во всех смыслах серьезное издание - плод многолетних трудов составителя и издательства ОГИ.



20:24 

Граф Дракула в издательстве «О.Г.И.»

ogi_press
Вампир – уникальный персонаж. Не то детская страшилка, не то исторический персонаж, не то традиционный образ фольклора многих народов, не то литературный герой (Брэма Стокера, чей же еще), не то кинематографический… Не то все вместе, не то одно вырастает из другого. Научным языком выражаясь – «предмет междисциплинарных исследований».
Может быть, самым заинтересованным читателем этой книги был бы сам Брэм Стокер (после графа Дракулы, конечно). Он узнал бы много нового о том, как образ вампира складывался в фольклоре, а затем становился частью современной массовой культуры и искусства.
С полной серьезностью авторы книги, Татьяна Михайлова и Михаил Одесский, изучают признаки, определяющие уникальность вампиров, классифицируют концепции вампиризма и высказывают предположения об условиях возникновения и распространения этих представлений.
Самый известный кровосос – конечно, Дракула из романа Брэма Стокера. Оказалось, что мнения о том, откуда взялся этот персонаж, могут расходиться. Даже у авторов книги «Граф Дракула. Опыт описания» — разные позиции. Кто-то считает, что Стокер знал об историческом прототипе своего героя — валашском воеводе XV века Владе Цепеше. Тогда получается, что он соткал литературный сюжет вокруг фактов. Но недавно были изучены блокноты писателя. Оказалось, что он не знал никаких преданий о Цепеше, кроме, разве что, буквального перевода слова «Дракула» — «Дьявол». Этим он и вдохновился на роман, ставший каноническим текстом о вампирах!
Все от древнерусской литературы до Форда Копполы о Дракуле – вот объем исследования двух профессоров РГГУ, литературоведов и культурологов.

 




11:46 

кризис тянет когти к книгам...

ogi_press
На сайте ПОЛИТ.РУ опубликована беседа  о проблемах книгоиздания с участием писателя, главного редактора «Полит.ру» Андрея Левкина и поэта, переводчика, главного редактора издательства ОГИ Максима Амелина.
...издатели прижали хвосты. Не распушили перья, а прижали хвосты...
...система «издатель-литературный критик» плохо отработана. Мы понимаем слово «критик» в широком смысле, как на Западе…
...у книжного рынка есть необходимость в журнале, который был бы путеводителем. Я  даже придумал такой журнал...
...в книгоиздании никогда не знаешь, каким будет конечный результат. Это самая непредсказуемая область...
...Единственный реальный двигатель писателя - это телевизор...
И многое другое!



Издательство ОГИ

главная